Эра динозавров: Разумные существа

Эволюция динозавров научила нас тому, что динозавры вовсе не были примитивными, тупыми животными. Есть знаменитая цитата Альберта Эйнштейна, он сказал: «Все следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того». Мы десятки лет упрощали динозавров. Они оказались слишком простыми и тут выяснилось, что они были куда более сложными.

Эра динозавров

Динозавры хорошо знали свое окружение и самих себя.

Мы часто связываем размер мозга с интеллектом, но значение размера мозга переоценивается. Для сложного поведения не нужен большой мозг.

Динозавры также могли видеть мир куда более ярким, чем прежде считалось. У динозавров, вероятнее всего, было такое же зрение, как у птиц, то есть они видели такие насыщенные цвета, которые недоступны млекопитающим. Раз они могли смотреть на мир и учиться, то у них было больше шансов на выживание, ведь опасность бывает самый разнообразных цветов, форм и размеров.

160 млн. назад в Китае начался золотой век длинношеих травоядных. Динозавры, как и многие травоядные, они наверняка жили группами.

Эра динозавров
Конец Юрского периода был золотым веком гигантских динозавров, они поистине правили Землей.

Но недавно открытые учеными окаменелости показали, что млекопитающие, которые приспособились к жизни в мире динозавров, были куда более сложными существами, чем представлялось ранее. Например, бобер Юрского периода, о котором даже не подозревали несколько лет назад.

Поздний Юрский период, Китай. Земля лесов, рек и венценосных драконов под названием гуань лу. Сложно представить, что эти животные – родственники могучего тираннозавра рекса, но это так. Хотя Castorocauda lutrasimilis не является на самом деле бобром, но у него есть много признаков, присущих бобрам. Он маленький и ловкий.

Castorocauda

На охоту выходило еще одно млекопитающее – волотикатерий, очень похожее существо на белку-летягу.

Волотикатерий

Одним из самых распространенных динозавров-долгожителей был протоцератопс. Это существо обладало очень эффективными механизмами выживания. У протоцератопса на первый взгляд нет рогов, и он кажется вполне безобидным существом. Но на конце черепа у него есть вырост. И хотя этот вырост использовался в первую очередь для крепления жевательных мышц этого травоядного, с его помощью можно было также обороняться от хищников.

детеныши
Но подобно всем животным в детстве протоцератопсы выглядели иначе. Их детеныши, оставшись в одиночестве, неминуемо погибли бы, так что им приходилось искать себе защитников, чтобы выжить. В принципе, динозавры могли жить и в одиночку, но сбиваться в стаи оказалось куда эффективнее.

Мы почти не знаем о поведении динозавров. Но в случае со сражающимися динозаврами протоцератопса и велоцираптора их кости были найдены вместе. То есть они погибли одновременно в смертельной схватке.

Правая лапа велоцираптора застряла в гребне протоцератопса. А левой лапой он вцепился в горло протоцератопсу. Это очень примечательно, потому что мы мало что знаем о поведении ископаемых животных. И подобные окаменелости, которые рассказывают об этом, — большая редкость.

Бразилия, 125 млн. лет назад

Хотя землей правили динозавры, небом владела другая группа животных – летающие рептилии, птерозавры. Они правили 135 млн. лет. Как можно выжить в таком мире как мир мезозоя?

Кетцалькоатль птерозавр

Можно объединяться в группы и нападать на более крупную добычу. Можно забраться повыше на деревья и спрятаться от хищников. А можно просто подняться в небо и улететь подальше.

Различные динозавры и млекопитающие выбирали различные стратегии. Птерозавры тоже нашли способ жить и передавать свои гены в эру динозавров. Эпоха динозавров оставила нам много интересных историй.