Криптознания. Ихтиозавр — рыба или ящер?

Ихтиозавр

Несомненно, ихтиозавры были самыми приспособленными морскими рептилиями мезозоя. Увидев одного из них, вы легко приняли бы его за дельфина или даже акулу. У всех этих животных гладкое обтекаемое тело, треугольный плавник на спине, большой рулевой хвостовой плавник и парные плавники по обеим сторонам тела. Как и дельфины, ихтиозавры произошли от наземных животных и были вынуждены подниматься на поверхность, чтобы дышать. Они развились к триасу и делили юрские океаны с плезиозаврами. Однако в меловом периоде их место заняли другие морские рептилии — мозазавры, просуществовавшие до конца мезозоя.

СКЕЛЕТ ИХТИОЗАВРА

Цельные скелеты ихтиозавров находят достаточно часто, их можно увидеть во многих музеях. На фото — миксозавр из Бристольского городского музея (Англия).

ЧЁТКИЙ ОТПЕЧАТОК

Сланцевые породы поздней юрской эпохи в Хольцмадене(Германия)прекрасно сохранили отпечатки нежнейших организмов, которые жили и умирали в морях. Дно моря, где сформировались отложения, было столь неподвижным, что там не существовало даже бактерий, обычно разрушающих органическую материю. Среди удивительных окаменелостей есть ихтиозавры. Сохранились даже мышцы и кожа в виде тонкой обугленной пленки. Видно, что у ихтиозавра были спинной и мощный хвостовой плавники, как у рыбы.

СОВРЕМЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Теперь мы можно представить себе, каким был ихтиозавр. По всем найденным окаменелостям можно судить, что у него было обтекаемое, как у дельфина, тело, с плавниками на спине и хвосте. В отличие от дельфинов, хвостовой плавник ихтиозавра был вертикальным, а не горизонтальным. Две пары ласт располагались впереди и сзади, передние были крупнее. Мы даже кое-что знаем о его окраске. На хольцмаденские окаменелостях (см. выше) видно, что пигментные клетки вырабатывали темно-коричневый черепаховый цвет.

ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ ИХТИОЗАВРА

Как и плезиозавры, ихтиозавры были открыты раньше сухопутных ящеров. Натуралисты, обнаружившие их остатки на размытых отвесных скалах по всей береговой линии Дорсета (Англия), приняли их за древних крокодилов. И действительно, вытянутые челюсти и острые зубы сильно напоминали крокодильи.

Обнаружение первого полного окаменевшего скелета ихтиозавра приписывают Мэри Эннинг (1799—1847), профессиональному коллекционеру окаменелостей, которой было тогда 12 лет. Это, конечно, легенда, но лишь благодаря её работе в тесном сотрудничестве с видными учеными мы столько знаем об ископаемых животных.