Криптознания. Новые короли

Кто из плотоядных динозавров, когда-либо живших на земле, был самым большим, сильным и страшным? Тираннозавр? Ничего подобного! Последние сто лет мы были уверены в том, что тираннозавр — самый могучий динозавр-хищник.

Это мнение разделяли целые поколения ученых. Многие решительно утверждали, что более крупного хищника просто не могло быть. Однако теперь мы находим остатки такого животного. В 1990-х гг. с перерывом в год были обнаружены два скелета плотоядных динозавров: один — в Южной Америке, другой — в Африке.

кархародонтозавр на охоте

Хотя ни один из них не был полным, они, по-видимому, принадлежали группе динозавров, которые были значительно крупнее тираннозавра.

КТО ЖЕ КОРОЛЬ?

И кархародонтозавр, и гиганотозавр были длиннее тираннозавра, прежде считавшегося самым длинным. Как видно по рисунку, хорошо изучен скелет только тираннозавра, а о двух других известно мало. И все же тираннозавр был самым тяжелым и имел самые крупные бедра из всех изученных плотоядных динозавров. Так что корона по праву принадлежит ему!

ГИГАНОТОЗАВР

гиганотозавры

Огромный плотоядный гиганотозавр был, видимо, близким родственником кархародонтозавра, хотя первый обитал на территории Южной Америки, а второй — Африки. Это вполне возможно, так как в эпоху нижнего мела, прежде чем океан разделил континенты, их предки обитали повсеместно. Однако гиганотозавр появился как продукт самостоятельной эволюции.

ЧУДОВИЩНЫЙ ЧЕРЕП

Череп кархародонтозавра

Череп кархародонтозавра изучен достаточно подробно. Ученым, исследовавшим череп, недоставало костей передней части и затылка. Опираясь на свои знания, они восстановили их самостоятельно.

В результате появился череп длиной в полтора метра с мощными, изогнутыми, как у акулы, зубами. О гиганотозавре нам известно гораздо меньше. Палеонтологи уверены лишь в том, что его челюсти были менее мощными, чем у тираннозавра, зубы слабее, а мозг меньше.

КАРХАРОДОНТОЗАВР

Кархародонтозавр

Кархародонтозавр — родственник юрского аллозавра — обитал на территории нынешнего Марокко (Северная Африка).

Немецкая экспедиция 1925 года обнаружила несколько ископаемых остатков. Все они погибли при бомбежке Берлина во время Второй мировой войны. Вместе с ними были уничтожены подлинные окаменевшие кости спинозавра, найденные той же экспедицией.

спинозавр

В середине 1990-х были обнаружены новые окаменелости, и палеонтологи узнали, что кархародонтозавр был 15-метровым гигантом.