Несколько необычных жителей нашей древней планеты

МОНОНИКУС

Самый известный и наиболее изученный из альваресзаврид — мононикус. Он похож на динозавра, но с очень легким телосложением, длинными и тонкими ногами и длинным хвостом. Удивительны его передние конечности. Они были короткие, имели костный выступ, аналогичный тому, что у современных птиц поддерживает оперение крыльев, каждая с крепким, похожим на обрубок, когтем. По-видимому, такие конечности развились из крыльев летающих предков верхней юрской эпохи, таких как археоптерикс.

МОНОНИКУС

СТРАУС

Одна из функций крыльев современных нелетающих птиц — демонстрация в ритуальных танцах Страус устраивает крыльями настоящее представление, когда ухаживает за самкой или угрожает врагу. Вполне возможно, что полуптица-полудинозавр меловой эпохи также имел пестрое оперение на не приспособленных для полета крыльях. К сожалению, ископаемые остатки не подтверждают, что доисторические животные пользовались крыльями как средством ухаживания.

СТРАУС

НАНДУ

Современный нанду, нелетающая птица аргентинских равнин помогает себе короткими толстыми крыльями при быстром беге. Нелетающие птицы эволюционировали из летающих предков, возможно, из манирапторов эры динозавров.

НАНДУ

АЛЬВАРЕСЗАВРИД

Первым описанным альваресзавридом был сам альваресзавр, обнаруженный в Аргентине в 1970-е гг. Казалось, что динозавр не имел передних конечностей, это делало его похожим на птицу. В начале 1990-х гг. в Монголии был обнаружен прекрасный скелет моно-никуса. Тогда ученые поняли, что перед ними скелеты двух очень похожих друг на друга животных. В 1991 г. в Аргентине открыли патагоникуса. Это подтвердило, что все три динозавра состояли в родстве и принадлежали к группе альваресзаврид.

АЛЬВАРЕСЗАВРИД

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ СТАДИЯ

Все остальные виды, вероятнее всего, являлись промежуточным звеном в эволюции от динозавров к птицам. Уненлагия, размером со страуса, была слишком велика, чтобы летать, хотя ее передние конечности по форме — настоящие маленькие крылья.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ СТАДИЯ

Эти крылья, вероятно, помогали животному балансировать и удерживать направление при беге по открытым пространствам на высокой скорости. Каково бы ни было их назначение, они, вероятно, эволюционировали из полноценных крыльев прародителя, способного летать.