Паразауролоф (ящер с гребнем)

Этот динозавр — один из редчайших видов среди утконосых динозавров.

Паразауролоф

Среди травоядных это один из наиболее развитых видов. Когда только учёные обнаружили останки этого динозавра, они сразу предположили, что он должен был передвигаться на двух ногах; гребень, скорее всего, использовал как оружие, а хвост для плавания. Однако дальнейшее изучение показало, что эти предположения были ошибочны.

Сегодня учёные не могут с точностью сказать, для чего предназначался гребень паразауролофа.

Гребень представлял из себя большой нарост, верхняя часть которого была полой. Начинался он на макушке и тянулся назад в сторону спины.
Одни палеонтологи предположили, что гребень служил как орудие борьбы самцов за самку; другие считали, что он представлял собой «дыхательную трубку» при плавании, поскольку внутри вдоль гребня имелась полость, соединявшаяся с носовыми пазухами. Но однако на конце этой трубке не имелось отверстий для доступа туда воздуха.

Сегодня современные ученые пришли к мнению, что полость представляла собой, скорее, подобие музыкального инструмента — динозавр использовал её, чтобы подавать сигналы сородичам. Была изготовлена модель такой трубки, и оказалось, что если в неё подуть, она, действительно, издает звук, похожий на тромбон.

Паразауролоф

Гребень паразауролофа был до 1 метра в длину.

В течение многих лет ученые продолжали быть уверенными, что паразауролоф ходил на двух задних лапах, опираясь на хвост. Сегодня палеонтологам известно, что всё обстояло несколько иначе. По всей видимости, изгиб шеи этого динозавра был направлен вниз, наподобие как у современных бизонов. А изучение больших костей его конечностей выявило, что он мог передвигаться как на задних, так и на всех четырех лапах — по необходимости. При этом спина располагалась горизонтально, а хвост не опирался на землю, а находился навесу.

Когда-то ученые также предполагали, что длинный хвост помогал паразауролофу контролировать направление движения, когда тот плавал, то есть служил чем-то вроде руля. Но все окаменевшие останки паразауролофа были обнаружены лишь в тех породах, из которых раньше состояла суша. Кроме того, позвонки этого динозавра были стыкованы таким образом, что он едва мог делать мощные боковые движения, которые необходимы при плавании.

Скорее всего, этот динозавр обитал даже вдали от водоёмов. Он жил на суше, питаясь грубой растительной пищей.

Род: паразауролоф