Пещера Теопетра — Дом самых древних людей на планете

Пещера Теопетра — это археологический объект, находящийся в Тесали, Греция. В результате многолетних раскопок, проведенных там, ученые определили, что пещера была заселена людьми еще до 130 000 лет.

Кроме того, можно проследить, признаки нахождения людей в пещере от среднего Палеолита вплоть до конца Неолита (от 100 000 до 4000 лет до нашей эры).

Это уникально, так как позволяет ученым понять больше о доисторическом периоде в этой части Земли.

Пещера Теопетра - Дом самых древних людей на планете
Пещера Теопетра находится на северо-восточном склоне холма, состоит почти полностью из известняковых пород, около 100 метров над окружающей его равниной.

По данным геологов, этот холм был сформирован, по крайней мере от 65 до 80 миллионов лет, что относится к позднему Мелу.

По данным археологических находок, пещера стала домом для людей около 130 000 лет назад. Сама пещера имеет прямоугольную форму, с небольшой нишей, по периметру, охватывает площадь почти 500 квадратных метров.

Теопетра имеет большой вход, который позволяет солнечному свету проникнуть и освятить её внутри.

Пещера Теопетра - Дом самых древних людей на планете
Археологические раскопки в Теопетра начались в 1987 году и продолжаются. Проект возглавляет доктор Нина Кипарисы-Апостолика, которая возглавляет институт Палеоантропологии.

Интересно, что, до начала раскопок в пещере, она использовалась местными пастухами как укрытие, где можно спастись от дождей. Также Теопетра является единственной пещерой в Греции, которая является источником артефактов в этот древний период. Сделанные открытия поведали ученым переход людей из эпохи Палеолита к Неолиту.

Пещера Теопетра - Дом самых древних людей на планете
В пещере были сделаны несколько интересных открытий. Одно из них связано с климатом, в районе пещеры.

Еще одно замечательное открытие сделано в Теопетра. Здесь находятся остатки каменной стены, которая, по мнению ученых, когда-то преграждала вход в пещеру. Остатки были обнаружены в 2010 году, с помощью сравнительно нового метода определения возраста, ученые определили, что стена была построена примерно 23 000 лет назад.

Возраст постройки стены совпадает с периодом последнего ледникового периода, что заставляет исследователей полагать, что целью ее было защитить обитателей пещеры от холода. Некоторые ученые утверждают, что это самая старая конструкция построенная человеком, из найденных в Греции.

Пещера Теопетра - Дом самых древних людей на планете
За год до этого открытия, были найдены следы человеческих ног на относительно мягком полу пещеры. Опираясь на формат и размер отпечатков, ученые пришли к выводу, что эти следы остались от детей в возрасте между 2 и 4 лет типа неандертальца.

Неандерталец — это вид человека, который жил в Европе и Западной Азии, исчез примерно 25 000 лет.

До недавнего времени ученые думали, что это подвид Homo sapiens, но сегодня уже убеждены в том, что это два отдельных вида, которые эволюционировали параллельно.

Лицевая реконструкция жителя пещеры Фото: nationalgeographic.com

Пещера Теопетра - Дом самых древних людей на планете

Интересным фактом является то, что знаменитая реконструкция так называемой ‘Авги‘ (девушка в возрасте от 15 до 18 лет) жила около 9000 лет назад, была сделана на основе останков, найденных в пещере Теопетра.